Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 24.01.2018 11:41; инновации энергетики в россии

12 января 2018 года Минэнерго России на официальном сайте ведомства опубликовало предложения о проведении масштабной модернизации ТЭС.

Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» считает предложения Минэнерго России необоснованными.

Использование Генсхемы для обоснования масштабных инвестиций в модернизацию генерации является недостаточным и некорректным.

Согласно п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», Генеральная схема является рекомендательным документом для субъектов электроэнергетики при разработке программ развития промышленного производства и жилищного строительства и принятии субъектами электроэнергетики инвестиционных решений.

Директивное использование завышенных прогнозных данных Генсхемы уже привело к избыточным нерыночным инвестициям в рамках программы ДПМ в 2009 – 2023 гг.

Методология прогнозирования потребности в мощности, используемая в Генсхеме, является ошибочной, расчёт производится без учёта:

- потенциала повышения уровня загрузки тепловой генерирующей мощности (с текущего уровня 46,7% до прежнего, более эффективного - 52-55% и более), что позволяет увеличить выработку электроэнергии без увеличения объёмов установленной мощности на 70 - 90 млрд кВт·ч (месячный объём электропотребления в ЕЭС России);

- существенного улучшения регулировочных возможностей энергосистемы в связи с ростом числа и мощности генерирующих объектов и развития топологии электрической сети в результате масштабных инвестиций последних десяти лет (для расчётов объемов необходимой генерирующей мощности используются устаревшие завышенные плановые нормативные коэффициенты резервирования советского периода – от 17%);

- потенциала развития малой и распределённой энергетики, включая ВИЭ (замещение распределёнными энергоресурсами не менее 36 ГВт централизованной мощности к 2035 году); развития технологий производства, передачи, хранения и потребления электроэнергии, повышения энергоэффективности экономики.

В результате расчёты для новой Генсхемы на 2017 – 2035 годы уже сейчас существенно разошлись с реальной ситуацией в отрасли - на горизонте 2022-2025 гг. сохраняются значительные избытки мощности, никакого дефицита в ЕЭС нет. В ЕЭС России наблюдается постепенное уплощение и стагнация пика потребления мощности в энергосистеме (незначительный рост электропотребления при одновременном снижении спроса на пиковую мощность промышленными потребителями).

Согласно Схеме и программе развития ЕЭС России на 2017 – 2023 гг., утверждённой приказом Минэнерго России от 01.03.2017, чистый избыток мощности в ЕЭС в 2023 году с учетом системных ограничений и недоступной мощности составит более 26,2 ГВт.

Именно Схема и программа развития Единой энергетической системы России, согласно п.24 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики», используется в качестве основы для формирования субъектами электроэнергетики инвестиционных программ в части объектов электроэнергетики, учтенных в схеме развития Единой энергетической системы России по итогам проведения конкурентного отбора мощности, а также для формирования предложений по корректировке Генеральной схемы.

Необходимость возврата к нерыночным доплатам по механизму, аналогичному договорам о предоставлении мощности (ДПМ), в связи с недостаточностью действующих рыночных механизмов для реализации проектов модернизации тепловой генерации, не подтверждается.

На рынках электроэнергии и мощности (рынок на сутки вперёд – РСВ, конкурентный отбор мощности – КОМ) действует маржинальное ценообразование, которое стимулирует к повышению эффективности генерации (даёт сверхдоходы эффективным станциям). Предлагаемые Минэнерго нерыночные доплаты на модернизацию ТЭС ведут к необоснованному задвоению доходных источников энергетиков и не могут быть утверждены без отмены маржинального ценообразования в КОМ и РСВ.

Бездефицитное энергоснабжение российской экономики и модернизация тепловой генерации уже обеспечены действующими механизмами:

1. КОМ и РСВ, рынки теплоснабжения полностью закрывают потребность в текущем содержании и обновлении генерирующих мощностей.

2. Для замены объектов с низкой рыночной эффективностью есть механизм присвоения временного статуса «вынужденной» генерации с регулируемым тарифом на период замещения этого объекта более эффективным решением.

3. Для предупреждения проблемы локальных дефицитов генерирующей мощности в 2015 году был утверждён и запущен механизм конкурсного отбора проектов строительства новой генерирующей мощности (КОМ НГО). Отборы проводятся заблаговременно на основании данных о локальном дефиците из Схемы и программы развития ЕЭС (отборы проектов строительства генерации в Крыму и на Таманском полуострове).

4. В 2017 году утверждена методология ценообразования по методу «альтернативной котельной» на рынках теплоснабжения, открывшая дополнительные возможности для инвестиций в тепловую генерацию.

Тепловые генерирующие компании успешно проводят модернизацию без доплат, за счёт маржи в секторах РСВ, КОМ и на рынках теплоснабжения со средним темпом 3 ГВт в год. Исходя из текущей динамики, в дополнение к 2021 году к уже завершенным проектам на 17,7 ГВт будет модернизировано ещё около 12 ГВт генерирующей мощности ТЭС или суммарно около 30 ГВт.

Предложения Минэнерго преждевременны. Работы по модернизации объекта генерации занимают максимум 1-2 года. Следовательно, соответствующие инвестиционные решения и нормативные акты, если они действительно необходимы, потребуются не раньше 2020 – 2022 гг.

Дополнительный финансовый ресурс для модернизации тепловой генерации за счёт потребителей отсутствует, никаких якобы «высвобождающихся» платежей по окончании ДПМ ТЭС не существует. Объём платежей потребителей за электроэнергию в 2015 – 2019 гг. растёт с темпами кратно выше инфляции и не снижается в дальнейшем: платежи по ДПМ ТЭС замещают платежи за мощность новых АЭС/ГЭС и ДПМ ВИЭ.

В результате уже сейчас в большинстве регионов России конечная (розничная) цена электроэнергии из сети дороже использования собственных энергоисточников. Уровень конечной цены на электроэнергию в 2017 году для потребителей, подключенных на ВН (110 кВ и выше) в 37 из 68 субъектов РФ (территория функционирования оптового рынка) превышает стоимость энергоснабжения потребителей (исключая население и приравненные к нему категории) от собственных энергоисточников (с учётом затрат на их строительство).

Для потребителей, подключенных на СН 1 и СН 2 (менее 110 кВ), в 80% субъектов РФ конечная стоимость электроэнергии превышает стоимость альтернативного электроснабжения.

Самая выгодная в ЕЭС России цена на электроэнергию для промышленности (уровень ВН) уже «поглотила» эффект девальвации и в 2019 – 2021 годах превысит соответствующие цены в ряде промышленно развитых стран Еврозоны и сравняется с ценой в США. В ряде промышленных и аграрных регионов России цена на электроэнергию для промышленности (уровень напряжения – ВН, от 110 кВ) уже сейчас достигает и превышает соответствующие цены некоторых развитых европейских стран и США.

Двух-трёхкратное преимущество российской тепловой генерации в ценах на природный газ перед странами еврозоны «оседает» в энергокомпаниях, лишая российскую экономику естественного конкурентного преимущества (доля газовой генерации составляет около 50% мощности российской энергосистемы, формирует цену спотового рынка электроэнергии (РСВ), которая составляет 45 – 50% конечной цены для энергоёмких промышленных потребителей).

Дальнейший необоснованный рост финансовой нагрузки на энергорынке только ускорит темпы развития собственного энергоснабжения промышленных предприятий. Среднегодовой рост выработки блок-станций промышленных предприятий составляет 2,4% на фоне стагнации потребления в ЕЭС. Без ДПМ и статуса вынужденной генерации в 2009 – 2016 годах построено около 7,1 ГВт генерирующей мощности, включая новые мощности для промышленных предприятий.

Сокращение промышленного электропотребления, сопровождаемое ростом электропотребления населения, ухудшает экономику сетевого комплекса, ведёт к росту тарифа на передачу, обостряет проблему перекрёстного субсидирования.

В предложениях Минэнерго отсутствует оценка социально-экономических последствий применения нерыночных доплат на масштабную модернизацию ТЭС, не учитывается влияние дополнительных затрат, связанных со строительством удалённых объектов электроэнергетики, развития электросетевого хозяйства, обеспечения модернизации атомной энергетики, развития ВИЭ на темпы роста цены и объёмы платежей потребителей.

Предложения:

1. Выполнить проверку оснований для проведения масштабной модернизации ТЭС и утверждение Минэнерго России о недостаточности для этого существующих механизмов рыночного ценообразования.

2. Выполнить оценку социально-экономических последствий предложения Минэнерго России по введению новых нерыночных доплат на масштабную модернизацию ТЭС с учётом влияния дополнительных затрат, связанных со строительством удалённых объектов электроэнергетики, развития электросетевого хозяйства, обеспечения модернизации атомной энергетики, развития ВИЭ.

3. Разработать и реализовать меры по сдерживанию темпов роста конечных цен и тарифов на электроэнергию в 2018 – 2021 гг. на уровне не выше инфляции, включая сглаживание платежей по ДПМ с 10 на 15-летний период, ликвидацию перекрёстного субсидирования, сглаживание платежей по договорам строительства новых АЭС/ГЭС, исключение продления и появления новых нерыночных доплат на субсидирование объектов ВИЭ, мусоросжигания, цен и тарифов для регионов Дальнего Востока.

Возобновляемая энергетика (ВИЭ) с 2024 года должна развиваться по рыночным принципам и на основе стимулирования спроса на электроэнергию, следует из письма Минэнерго в правительство от 29 декабря. С копией письма ознакомилась газета «Ведомости», представитель вице-премьера Аркадия Дворковича подтвердил получение документа.

Сейчас проекты ВИЭ поддерживаются в европейской части России, на Урале и в Сибири за счет договоров о предоставлении мощности, рассчитанных до 2024 года. Для их финансирования Минэнерго предлагает использовать средства институтов развития, госгарантии по коммерческим кредитам, средства госфондов для долгосрочного софинансирования на возвратной основе.

Минэнерго считает, что поддержка ВИЭ должна включать развитие изолированных энергосистем, неценовых зон, удаленных от сетевой инфраструктуры объектов, территорий, энергоснабжение которых субсидируется за счет ценовых зон или федерального бюджета. Указанные меры временные, реализуются не в рамках договоров о предоставлении мощности и должны сокращаться при достижении целей, отмечает министерство. Из письма следует, что отказ от договоров поддержало Минэкономики, а Минпромторг выступил за продление договоров, но с повышением требований по локализации.

Ранее на фоне острых споров о том, в какие сегменты энергетики нужно привлекать инвестиции, ключевые инвесторы зеленой энергетики предложили премьер-министру Дмитрию Медведеву продлить поддержку возобновляемой генерации до 2035 года и поднять для нее план по вводам до 20 ГВт. Это, по оценкам аналитиков, при текущих ценах будет забирать у энергорынка около 600 млрд руб. в год, а доля зеленой энергетики составит 20% в цене электроэнергии. Но идея пока не получила поддержки ни в отрасли, ни у регуляторов

Абу-Даби (ОАЭ), 14 января. – Первый заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер выступил на министерском круглом столе «Инновации для трансформации энергетики: как электротранспорт/электромобили изменяют энергосистему», который прошел в рамках восьмого заседания Ассамблеи IRENA.

Первый замглавы Минэнерго России высказался относительно перспектив развития электрического транспорта в мире и в России, указав на технические и общественные аспекты этого процесса. При этом он отметил, что важно, наравне со снижением стоимости таких авто, чтобы потребители почувствовали существенные улучшения при использовании электромобилей в сравнении с автомобилями с применением ДВС (двигателей внутреннего сгорания).

«Электромобиль должен стать гаджетом удобным, умным, экономичным. Также как мы отказались от использования аналоговых мобильных телефонов и перешли на смартфоны, также в будущем можем перейти к электромобилям, как более универсальным и комфортным средствам передвижения» - сказал он.

Также важно учитывать климатические условия эксплуатации такого транспорта и не отказываться от развития других конкурентных решений, таких как газомоторный транспорт.

Перспективным будет применение электротранспорта в качестве беспилотного средства передвижения, а в крупных городах в качестве общественного и коммунального транспорта.

Кроме этого, Алексей Текслер рассказал участникам дискуссии о развитии ВИЭ в России. По его словам, совсем недавно в России, кроме большой гидроэнергетики, не было компетенций в сфере ВИЭ и за несколько лет был сделан большой шаг вперед.

«Главный итог 2017 года, который я готов констатировать – возобновляемая энергетика в России состоялась как отрасль», - подчеркнул замглавы.

Практически с нуля в России создана своя индустрия в солнечной энергетике, от исследований до производства солнечных панелей и строительства генерирующих станций. За 2017 год было построено больше мощностей возобновляемых источников энергии, чем за предыдущие два года. В 2015-2016 годах в России были введены 130 МВт ВИЭ, а в 2017 году построено 140 МВт, из них более 100 МВт солнечные электростанции, а 35 МВт – первый крупный ветропарк, запуск которого состоится в ближайшее время.

В числе ключевых достижений Первый заместитель Министра энергетики отметил также запуск производства солнечных панелей нового поколения на основе отечественной гетероструктурной технологии. Россия стала производить модули с КПД выше 22%, которые по этому показателю входят в мировую тройку лидеров по эффективности в серийном производстве. В этом году планируется увеличить мощность производства завода со 160 МВт до 250 МВт.

Алексей Текслер выразил уверенность в том, что, как и в солнечной энергетике, в ближайшие три года будет создана индустрия ветровой энергетики. Уже за 2016-2017 гг. в российскую ветроэнергетику пришли крупные российские и иностранные инвесторы, которые взяли обязательства по развитию технологической и производственной базы в России.

В рамках деловой программы первый замглавы Минэнерго России также провел встречи с Генеральным директором IRENA Аднаном Амином и Министром энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейлем аль-Мазруи.

Специалисты филиала «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в рамках всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, реализуемой ПАО «Россети», приняли участие в совещании, посвященном перспективам создания зарядных станций в Калужской области.

Совещание состоялось в региональном министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства под председательством начальника управления энергетики Михаила Сычева.

В филиале «Калугаэнерго» разработаны предложения по развитию в регионе зарядной инфраструктуры для электромобилей. Проект представил на рассмотрение собравшимся Первый заместитель директора – главный инженер филиала «Калугаэнерго» Владислав Острик.

Потенциальными местами размещения зарядных станций для электрокаров на территории Калужской области, по мнению энергетиков, могли бы стать торгово-развлекательные центры в Калуге и Обнинске. Это даст возможность владельцам электромобилей с комфортом провести время, пока они заряжаются. Также зарядную инфраструктуру для электротранспорта планируется размещать на крупных автозаправочных станциях в областном центре и на федеральной трассе М-3 «Украина».

Владислав Острик также представил разработанные специалистами ПАО «МРСК Центра» технические решения по совмещению зарядной инфраструктуры с существующими распределительными сетями: трансформаторными подстанциями напряжением 6-10/0,4кВ. Данный проект может быть реализован и на территории Калужской области. Разработка вызвала интерес собравшихся.

Подводя итоги совещания, его участники отметили, что для успешной реализации перспективного проекта по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей в регионе ряд направлений необходимо доработать, в том числе вопрос привлечения средств частных инвесторов для строительства зарядных станций. Вместе с тем, была подчеркнута общая заинтересованность в развитии в регионе зарядной инфраструктуры для электротранспорта, так как это повышает инвестиционную привлекательность Калужской области, создает дополнительные преимущества для развития туризма, способствует повышению экологической культуры.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 10.01.2018 13:01; инновации энергетики в россии

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов провёл рабочую встречу с заместителем Председателя Совета министров РК Владимиром Серовым. В ходе встречи речь шла о разработке комплекса мер по водо- и энергосбережению в Республике Крым.

По поручению главы Крыма должны появиться программы по энергосбережению до 1 февраля, по водосбережению до 1 марта.

Также в срок до 1 апреля 2018 года в Крыму должен быть разработан план по освещению всех муниципальных образований. Такое поручение дал Сергей Аксенов Владимиру Серову.

«Перед Вами стоит задача скоординировать работу муниципальных образований по обеспечению освещения всех муниципалитетов. Это касается и городов, и посёлков. В тёмное время суток, к сожалению, в большинстве населённых пунктов, особенно на окраинах, отсутствует уличное освещение. Если подсчитать затраты муниципальных образований на освещение, там будут небольшие деньги. Срок до 1 апреля составить план, согласовать со всеми муниципальными образованиями и предоставить мне», - заявил Аксенов.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 10.01.2018 13:01; инновации энергетики в россии

В России законодательно закрепили новый, наивысший класс энергоэффективности бытовой техники. На такой шаг правительство подтолкнули технологические новинки, которые потребляют крайне мало энергоресурсов во время работы. Кроме того, форма этикеток, сообщающих об энергоэффективности, будет унифицирована. Изменения вступили в силу с начала января, распоряжение об этом было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым в апреле прошлого года.

До сих пор самым высоким был класс "А". Для каждого вида техники он означает разный уровень расхода энергоресурсов от базового, то есть насколько меньше или больше техника "съедает" электроэнергии, тепла или газа для работы в определенных условиях.

Поправки вводят классы "А+", "А++" и "А+++". По идее, лучшая в своем роде бытовая техника, исходя из такой классификации, должна потреблять на 30-40 процентов меньше энергоресурсов от базового уровня. Правда, таких приборов на российском рынке не так много. Например, стиральных машин с классом энергоэффективности "A+++" менее пяти процентов, при этом в расчет класса производитель берет такой параметр, как соотношение потребляемой мощности к максимальному весу загрузки. Согласно постановлению правительства, к классу "А" производители вправе добавлять и более трех плюсов, если смогут доказать, что используемые ими технологии позволяют экономить еще больше электроэнергии.

Для большинства потребителей класс энергоэффективности пока остается малозначимой информацией. Люди не знают, какую экономию может обеспечить более энергоэффективная техника, замечает начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. Поэтому при выборе телевизора или стиральной машины покупатель, прежде всего, сравнивает цену и функциональные характеристики аналогичных товаров. В случае со светодиодами информации чуть больше, да и потребление светодиодной лампы мощностью 3-7 Вт и обычной лампы накаливания 60 Вт сравнить легко.

Постановление правительства также вводит новый перечень видов товаров, на которые распространяется требование оповещать о классе энергоэффективности. Содержательно перечень не изменился, но за каждым прибором (от ламп до лифтов) теперь закреплен код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), который необходим для статистического учета, а также код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС), используемый при таможенном декларировании.

Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» дополнена разделом о приоритетном развитии топливно-энергетического комплекса на Дальнем Востоке. Данные изменения предусматривает Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 1696.

Реализация госпрограммы на территории Дальневосточного федерального округа позволит гарантированно обеспечить доступной энергетической и тепловой энергией потребителей макрорегиона, повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов Дальнего Востока. Задачами программы являются выравнивание цен (тарифов) на электрическую энергию на ДВ до среднероссийского уровня, развитие электрической генерации за счет роста возобновляемых источников энергии, в том числе в удаленных и труднодоступных районах макрорегиона, снижение стоимости и сокращение сроков подключения новых потребителей к электрическим сетям, развитие магистральных электрических сетей, обеспечение газификации Дальнего Востока на уровне не ниже среднероссийского и прочее.

Планируется, что основными результатами реализации задач программы на территории Дальнего Востока станут увеличение на территории ДФО к 2020 году добычи нефти, включая газовый конденсат, уровня газификации потребителей природным газом, выравнивание цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня.

Напомним, выделение «дальневосточных» разделов по развитию в госпрограммах определено постановлением Правительства РФ № 1137.

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка неоднократно подчеркивал, что «в госпрограммах должен выделяться отдельный специальный раздел по развитию Дальнего Востока: будь то образование, здравоохранение, ЖКХ, жилищное строительство, и целевые показатели в этом разделе также должны быть опережающего развития — не ниже среднероссийских».

Госдума одобрила 6 декабря в первом чтении поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации о возможности перехода к прямым договорам между собственниками жилья и поставщиками коммунальных ресурсов. Законопроект, поддержанный Минстроем России, исключает посредничество недобросовестных управляющих компаний при проведении платежей.

Законопроект предлагает новый формат договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями - теперь договор может быть заключен между ними напрямую, а не через управляющую компанию. При этом договор будет заключаться автоматически, без необходимости подписывать какие-либо документы, а «единым окном» по всем вопросам потребителя остается УК.

Данный законопроект направлен на создание прозрачной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги, исключение возможности утаивать часть средств, причитающихся ресурсоснабжающим компаниям, на счетах УК, и общее укрепление платежной дисциплины. По данным Росстата на второй квартал 2017 г. объем задолженности управляющих организаций составил почти 250 млрд рублей. То есть 250 млрд рублей были собраны управляющими компаниями с потребителей, но не перечислены ресурсоснабжающим компаниям.

«В рамках стратегии развития ЖКХ мы последовательно вводим меры, которые позволят сократить общий объем дебиторской задолженности в сфере ЖКХ. После перехода на прямые договоры деньги будут перечисляться напрямую поставщикам ресурсов, а на счета управляющих компаний будут попадать только плата непосредственно за жилое помещение», - прокомментировал замминистра Андрей Чибис.

Специалисты СПбГБУ «Центр энергосбережения» закончили работы по энергетическому обследованию объектов ГУП «ТЭК СПб». По итогам обследования разработаны программа по энергосбережению на 2017-2021 годы и энергетический паспорт ГУП «ТЭК СПб», зарегистрированный в Министерстве энергетики Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательства Центр энергосбережения по заказу ГУП «ТЭК СПб»с ноября 2016 по ноябрь 2017 гг. провел обследование и систематизацию данных по 225 источникам тепловой энергии (котельным), 188 централизованным тепловым пунктам (ЦТП) и около 4 тыс. км. тепловых сетей, а также административным зданиям, автотранспортной и специальной технике, находящейся в хозяйственном ведении предприятия.

По результатам обследования в программу энергосбережения ГУП «ТЭК СПб» вошло 21 энергосберегающее мероприятие. Наиболее эффективные из них - замена (реконструкция) тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий, а также наладка тепломеханического оборудования; замена чугунно-секционных котлов в групповых котельных: модернизация котельных с заменой котлоагрегатов и использованием энергоэффективного оборудования с высоким КПД; модернизация систем освещения с установкой светильников с энергосберегающими лампами.

Общая плановая экономия за период 2018-2021 гг. топливно-энергетических ресурсов после реализации программы энергосбережения составит 178 тыс. тонн условного топлива или 977 млн руб. Основные показатели программы энергосбережения будут использоваться при разработке инвестиционной программы ГУП «ТЭК СПб».

Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»периодическое энергетическое обследование государственных предприятий проводится 1 раз в 5 лет (является обязательным для организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают пятьдесят миллионов рублей за календарный год).

Энергетический паспорт - это документ, отражающий баланс потребления энергоресурсов и воды, содержащий показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации и энергосберегающие мероприятия.

Энергетический паспорт предприятия включает следующую информацию: оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов; объем используемых ресурсов и о его изменение; показатели энергетической эффективности; величину потерь переданных ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов); потенциал энергосбережения, в том числе оценка возможной экономии ресурсов в натуральном выражении; перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

На площадке НП «Российское теплоснабжение» 24 ноября 2017 года состоялось первое заседание рабочей группы по синхронизации отраслевого и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги.

В деятельности рабочей группы приняли участие: президент НП "РТ" Семенов В.Г., эксперты Ассоциация "Мособлтеплоэнерго", ООО "АКЦ Жилкомаудит", представители теплоснабжающих организаций ООО «Газпром энергохолдинг», АО «Мытищинская теплосеть», ЗАО "Фрязинская Теплосеть", АО «ЛГЭК», АО «Татэнерго», ПАО «МОЭК», ТСК «Мосэнерго» и другие.

Перед началом обсуждения по существу спонтанно состоялась дискуссия о целесообразности принятого в действующем законодательстве использования понятия «горячая вода» как отдельного коммунального ресурса. Итогом дискуссии стало признание того, что нормы права, противоречащие законам физики, следует переписывать, но с оглядкой на требования политической конъюнктуры.

Дальнейший ход обсуждения был основан на направленном ранее участникам совещания документе, в котором описывались уже выявленные несинхронности в отраслевом и жилищном законодательстве с предложениями по их нейтрализации. За два часа удалось обсудить три пункта из пятнадцати.

Вначале обсудили проблему равномерных по году начислений за услугу отопления. В действующей нормативной базе есть пробелы, которые ведут к образованию кассовых разрывов и дебиторской задолженности без источников для погашения. В ходе обсуждения прозвучали предложения вовсе отказаться от такого порядка, но всё же консенсус был достигнут на позиции, что порядок следует сохранить, но доработать. В частности, всеми было поддержано, что необходимость использования начислений прошлого года излишняя, достаточно привязать постоянные платежи к неизменной величине, определяемой нагрузкой. Это существенно упростит учет и снизит колебания корректировок от года к году.

Затем обсудили противоречивость концепции единых теплоснабжающих организаций, которых наделят обязательствами по обеспечению надежного и качественного снабжения теплом, но не дают рычагов к стимулированию потребительской дисциплины. В частности, был достигнут консенсус в вопросе о необходимости введения солидарной ответственности исполнительных органов власти, которые принимают решения о запрете на ограничения поставки тепла определенным категориям неплательщиков.

Третьим блоком вопросов обсуждалась необходимость четкого нормативного разграничения понятий коммунальная услуга (отопление и горячее водоснабжение, например) и ресурсов, используемых для приготовления этой услуги (тепловой энергии и воды или теплоносителя). Обсудили в частности проект закона о прямых договорах. Но в целом дискуссия по данному вопросу не привела к общему мнению. Было принято решение о необходимости конкретизации вопроса.

Под конец затронули проблему сосуществования нормативного начисления и начисления по приборам учета. Все признали, что пока эти две формы сосуществуют, приборный учет находится в зоне риска – там, где нормативное начисление выгоднее приборного для потребителя, приборы будут выводиться из строя. Обсуждали предложение о предоставлении региону (муниципальному образованию) права выбора между двумя способами организации расчетов за тепло:

- либо вся система теплоснабжения рассчитывается по приборам учета, и тогда определяются источники финансирования и ответственные по установке приборов по всему периметру теплоснабжения и обеспечению их работоспособности;

- либо вся система теплоснабжения рассчитывается по нормативам, которые в этом случае разрабатываются для данной системы с максимальным учетом особенностей потребления и зданий.

Дискуссия осталась незавершенной.

По итогам совещания организаторам было предложено в кратчайший срок подготовить предложения, по которым обсуждение прошло и был достигнут консенсус, в виде конкретных формулировок с указанием нормативных актов. В отношении остальных пунктов документа было предложено обменяться мнениями в режиме «офф-лайн» по электронной почте.

Итогом работы группы видится законодательная инициатива по синхронизации законодательства в сфере теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства с конкретными предложениями и формулировками в нормативных актах и оценкой экономических и социальных последствий.

Прием замечаний и предложений по теме заседания: teplo@energosovet.ru

Авторизация
Регистрация
Email
Пароль
 
Имя

Email

Пароль
 
добавить статью

Необходимо авторизоваться

Последний комментарий
16.03.2018 12:55
Такого же мнения и многие другие компании и в правительстве кто-то высказывался на эту тему. Сейчас действительно инвестиции лучше пока направить на модернизацию действующих электростанций, это более
ссылка на комментарий