Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 10.05.2018 08:54; инновации энергетики в россии

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования».

Федеральный закон дополняет перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие органы наделяются правом устанавливать требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования устанавливаются в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Министерство энергетики РФ открыло свободный доступ к интернет-порталу, позволяющему анализировать данные энергетических деклараций около 90 тыс. государственных и муниципальных учреждений со всей страны. Данный ресурс был создан во исполнение поручения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по итогам его встречи с активом Народного фронта с учетом предложений экспертов ОНФ.

Данные включают в себя информацию о потреблении коммунальных ресурсов, оснащении зданий школ, детсадов и больниц современным энергоэффективным оборудованием и приборами учета. Информация вносится непосредственно бюджетными учреждениями, но проверяется вышестоящими органами при планировании и мониторинге их деятельности в области энергосбережения.

Координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта напомнил, что вопрос реформирования законодательства об энергоэффективности был поднят в 2015 г. на встрече активистов проекта ОНФ «За честные закупки» с президентом РФ, лидером Народного фронта Владимиром Путиным. По итогам встречи президент поручил подготовить предложения по повышению эффективности использования бюджета на реализацию мероприятий в сфере повышения энергоэффективности. Также Гетта добавил, что после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с активом Общероссийского народного фронта глава кабмина поручил Минэнерго представить до 28 апреля 2016 г. предложения по совершенствованию механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Речь идет о ежегодной публикации в ГИС «Энергоэффективность» всех энергетических деклараций.

«Представители ОНФ провели совместную работу с Минэнерго по поводу того, как должен выглядеть интернет-портал и какую информацию он должен содержать. Рад отметить, что все предложения активистов проекта Народного фронта «За честные закупки» были учтены. Интернет-портал позволит активистам ОНФ проверять, как учреждения подходят к вопросу сбережения энергии, и подсказывать резервы для экономии. Мы будем внимательно следить и за тем, как будет заполняться информация на этой карте, поскольку сейчас размещенные на интернет-портале данные не являются полными», – отметил он.

Заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын в свою очередь отметил, что портал не только расширяет возможности для общественного контроля в бюджетном секторе, но и создает возможности для привлечения частных инвестиций: «Пользователям портала доступна ключевая информация, необходимая для анализа инвестиционной привлекательности объектов при запуске энергосервисных контрактов».

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов подчеркнул, что благодаря этому порталу теперь можно определить наиболее неэффективные с точки зрения энергопотребления объекты и приступить к переоснащению социальных объектов современными технологиями энергосбережения, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе окупают свои затраты за счет экономии энергии и длительности службы.

«Важным стимулом для внедрения энергоэффективных технологий в зданиях могло бы стать требование о прохождении обязательной «зеленой» сертификации для вновь возводимых и капитально ремонтируемых зданий, находящихся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, в особенности учебных учреждений», – добавил Миронов.

Соответствующий приказ Минстроя России прошел регистрацию в Минюсте.

Еще базовый федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» подразумевал появление таких требований, однако до этого приказа их фактически не было. После замены СНиПов на СП в 2015 году соответствующий раздел, содержащий указания об энергопотреблении зданий, перестал быть обязательным.

Напомним, Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов были ранее утверждены постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18. Теперь, в соответствии со статьей 11 федерального закона № 261-ФЗ, есть и приказ Минстроя России как уполномоченного органа.

Приказом устанавливаются следующие требования энергетической эффективности:

показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, строений, сооружений;
показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и показатель удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение для многоквартирных домов;
Предусмотрены, с одной стороны, обязательные технические требования, для достижения вводимых сразу показателей, которые включают первоочередные; а с другой – дополнительные технические требования, ввод которых позволит обеспечить соответствие ужесточаемым в последующие периоды показателям.

Для вновь строящихся зданий, включая МКД, основной показатель (удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию) уменьшается с 1 июля 2018 в действие на 20 % от «базового уровня» (которые совпадает с аналогичным уровнем из СП 50.13330.2012 и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»); с 1 января 2023 – на 40 %, с 1 января 2028 года – на 50 %.

Предусмотренное повышение требований энергетической эффективности с 2023 и 2028 годов для новых, вводимых в эксплуатацию зданий Минстрой России считает выполнимым при существующем уровне характеристик строительных материалов, конструкций и изделий. Более того, такая норма послужит развитию новых технических решений, появлению новых видов материалов, оборудования, технологий.

Для зданий после комплексного капитального ремонта (кроме МКД) устанавливается требование достижения этого показателя со дня вступления приказа в силу на 20 % ниже, чем это установлено в СП 50.13330, и больше показатель не ужесточается.

Что касается МКД после комплексного капитального ремонта, они должны быть приведены к состоянию, выполняющему текущий уровень требований.

Застройщик обеспечивает подтверждение выполнения указанных требований при вводе здания в эксплуатацию, а также не реже одного раза в пять лет при эксплуатации здания – по показаниям приборов учета с приведением к сопоставимым условия (инструментально-расчетным методом).

Для подтверждения высокого (от В до А++) класса энергетической эффективности МКД необходимо подтверждать соответствие показателя требованиям инструментально-расчетным методом в течение первых 10 лет эксплуатации МКД.

В многоквартирных домах после капремонта (реконструкции) соответствие требованиям обязаны доказать управляющие организации, а если управляют МКД непосредственно собственники, то подтверждать соответствие будут юридические лица или ИП, которые выполняют услуги по содержанию и (или) ремонту общего имущества.

Что касается обязательных технических требований, обеспечивающих достижение указанных показателей, они дифференцированы по типам зданий (МКД или общественные здания, в зависимости от площади, подключенные ли к централизованным сетям) и повторяют ранее утвержденные в постановлении Правительства от 7 марта 2017 г. № 275 первоочередные требования по автоматическому погодозависимому регулированию и поддержанию гидравлического режима, по светоотдаче светильников и наличию управления светом.

Дополнительные технические требования (для выполнения норм после 2023 и 2028 года) включают использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, вторичных энергоресурсов.

Указанные требования обязательны для всех – проектировщиков, застройщиков, органов госэкспертизы. Строго говоря, согласно пока сохраняется несоответствие Градостроительного кодекса нескольким другим документам: согласно кодексу, органы экспертизы должны руководствоваться только требованиями технических регламентов. Однако эксперты утверждают, что на практике требования энергоэффективности тем не менее, станут руководством в работе.

Вводится обязательность выполнения требований энергетической эффективности для лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений.

Приказ является нормой прямого действия и вступает в силу через 10 дней после опубликования.

О вступлении в действие приказа и новых требованиях будут проинформированы региональные операторы капитального ремонта, органы госстройнадзора, застройщики как напрямую, так и через СМИ.

С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

Компания «Татнефть» в рамках программы ресурсосбережения на 38,9% снизила потребление топливно-энергетических ресурсов в 2011-2017 годы по сравнению с показателями 2010 года. Сэкономлено более 391 тыс. тонн условного топлива. Данная программа рассчитана до 2020 года.

Наиболее эффективными сферами экономии в компании названы энергетика, подготовка нефти и газа, транспорт, технология добычи нефти и газа, поддержание пластового давления.

Основные запасы «Татнефти» относятся к трудноизвлекаемым. Поэтому важнейшим элементом энергосбережения является эффективная работа с пластом. Большое значение придается различным методам моделирования процессов, происходящих в пласте.

По результатам моделирования выбираются конкретные геолого-технические мероприятия. Важнейшую роль играют современные технологии и конструкции строительства скважин, в том числе горизонтальных, боковых, с многозонным ГРП, малого диаметра. Только в 2017 году проведено более 800 ГРП.

При высокой обводненности «зрелых» месторождении все актуальнее становится проблема снижения отборов попутной воды, решаемая широкомасштабным применением «потокоотклоняющих» технологий и технологий «водоограничения».

Последовательное ежегодное внедрение методов увеличения нефтеотдачи (МУН) обеспечивает компании 8,7 млн тонн дополнительной добычи нефти, что соответствует 27% от общей добычи по компании. Всего благодаря МУН за последние 10 лет добыто более 63 млн т дополнительной нефти.

Президент Российской Федерации Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию. В ходе выступления речь, в частности, шла о задачах в ТЭК.

Глава России сообщил, что в ближайшие шесть лет на обновление электроэнергетики страны планируется привлечь около 1,5 трлн руб. частных инвестиций.

«Предстоит внедрить новые технологии в генерации, хранении и передаче энергии. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью так называемой распределенной генерации нужно решить вопрос энергоснабжения отдаленных территорий",- сказал Владимир Путин.

В ходе Послания глава государства рекомендовал будущему Правительству как можно быстрее сформировать налоговые условия на ближайшие годы.

«Будущему Правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия, они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней», - отметил Владимир Путин.

Говоря о международном сотрудничестве, глава России добавил, что новую динамику получают отношения со многими странами.

«Вместе с партнерами из ЕврАзЭс мы намерены сделать его глобальным конкурентным интеграционным объединением. На повестке дня - создание в ЕврАзЭс общего рынка электроэнергии, нефти, нефтепродуктов, газа», - сказал Владимир Путин.

Также Президент Путин заявил о заинтересованности в конструктивном взаимодействии с США и ЕС.

«Рассчитываем, что возобладает здравый смысл, и наши партнеры сделают выбор в пользу честного, равноправного сотрудничества. Даже если наши позиции в чем-то не совпадают, все равно мы остаемся партнерами", - уверен Владимир Путин.

Также глава России подчеркнул, что Россия должна не только прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, но к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза.

«Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить», - отметил Владимир Путин.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 21.02.2018 14:58; инновации энергетики в россии минстрой

Минстрой России опубликовал на сайте изменения в свод правил СП 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа", касающееся освещения и пунктов 5.2.1 и 5.3.7. Изменения вводятся с 27 июня 2018 года.

Изменения разрешают в качестве источников света в учреждениях общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций применять люминесцентные лампы (кроме галофосфатных). светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению.

Ссылка на документ.

Ранее Роспотребнадзор разослал в свои региональные органы разъяснение о разрешении применять светодиоды в школах.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 19.02.2018 14:55; инновации энергетики в россии

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта № 139989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», принятого депутатами в первом чтении осенью прошлого года. Участники прошедшего 15 февраля совместного заседания двух секций комитета Госдумы – по антимонопольному законодательству и по законодательному регулированию деятельности естественных монополий ТЭК – пришли к выводу, что документ требует существенной доработки.

Наталья Готова, директор департамента по связям с органами власти Ассоциации "Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций", прокомментировала для портала ЭнергоСовет.Ru насколько близок к принятию данный законопроект, рассказала об основных разногласиях игроков рынка и предложила наиболее приемлемый с точки зрения Ассоциации «НП ТСО» вариант финансирования установки интеллектуальных систем учета.

Наталья Готова
Наталья Готова
В Госдуме РФ сейчас идет подготовка ко второму чтению, в процессе которой участники энергорынка и потребители обсуждают детали, так как версия, предложенная в первом чтении, не устроила никого из заинтересованных сторон. В частности, нас, как представителей сетевых организаций, не устраивало отсутствие ясности по таким ключевым вопросам как разработка единых стандартов для интерфейсов, протоколов обмена, форматов и объемов собираемой (передаваемой) информации между каждым уровнем интеллектуальной системы учета электрической энергии – с утверждением стандартов до принятия рассматриваемого законопроекта, либо одновременно с его принятием, а также источники финансирования установки интеллектуальных систем и приборов учета (далее – ИСУ). В версии первого чтения установка ИСУ предусматривается только там, где это может окупиться из экономии, полученной от снижения потерь электрической энергии. При этом стоит отметить, что мест, где потери остаются настолько высокими, что могут позволить окупиться энергосервисному контракту на установку приборов учета, в стране не так уж много.

Очевидно, что к следующему чтению должна возникнуть экономически обоснованная модель, максимально комфортная для потребителей.

Справочно
4 апреля 2017 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен проект поправок в отдельные законодательные акты России в связи с развитием систем учета электроэнергии (мощности). Законопроектом предлагается закрепить понятие системы учета электроэнергии и наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета территориальными сетевыми организациями (ТСО) субъектам электроэнергетики и потребителям. В перспективе по результатам замены ТСО существующей инфраструктуры учета электроэнергии на новые системы естественным образом будут созданы единые системы учета электроэнергии, что будет содействовать развитию конкурентной среды на розничных рынках электроэнергии за счет равного доступа потребителей к системам учета.
Интеллектуальная система учета включает в себя, в частности, и умные счетчики, способные удаленно передавать показатели, и различные датчики, позволяющие следить за работой электросетей, чтобы, например, быстро находить повреждения.
Предполагается, что создание интеллектуальных систем учета позволит значительно снизить потери электроэнергии, операционные затраты электросетевых и энергосбытовых компаний, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить "наблюдаемость" электросетевого комплекса.
В модели, разработанной Минэнерго России, ответственность за внедрение и эксплуатацию интеллектуальных систем учета, возложена на сетевые организации. Такая модель применяется во многих странах мира, что показало недавно проведенное исследование НИУ ВШЭ «Сравнительный анализ опыта и практики законодательного регулирования в ведущих европейских странах, США, Канаде, Японии и России в области энергосбережения и энергетической эффективности: текущее состояние, перспективы, предложения по совершенствованию». Учет под контролем сетевых организаций дает синергию в виде повышения наблюдаемости распределительной сети, снижения потерь электрической энергии, развитию гибких интеллектуальных сетей.

Сбытовые организации, которые, кстати, единственные из всех участников рынка, еще до принятия ФЗ пролоббировали себе введение затрат на установку интеллектуального учета в состав сбытовой надбавки в Основы ценообразования, также претендуют на рынок учета. Есть еще желание третьих лиц создать внешнего коммерческого оператора учета, независимого ни от сетей, ни от сбытов.

Ключевые вопросы, возникающие при разногласиях, следующие. Кто будет заниматься организацией учета за пределами границ балансовой принадлежности сетевых организаций, например, в МКД, СНТ? Мы считаем, что в МКД поквартирный учет могут ставить управляющие компании, а также ресурсоснабжающие организации. В бесхозяйных сетях учет готовы ставить сетевые организации, граничащие с бесхозом.

Также у некоторых участников рынка возникает вопрос предоставления недискриминационного доступа к данным интеллектуального учета и верификации информации. На это мы можем ответить, что предлагаем предоставлять информацию, которая затем может быть доступна, допустим, в личном кабинете потребителя на сайтах гарантирующих поставщиков. Мы готовы заключать информационные соглашения по информационному обмену с любыми участниками рынка.

По поводу верификации данных отметим, что приборы учета аттестуются в государственных центрах стандартизации и метрологии. В дальнейшем необходимо разработать порядок, определяющих, при каких условиях возможно подвергнуть прибор учета повторной проверке, и какие штрафные санкции могут быть применены к сетевой организации, которая допустила нарушения. Кроме того, у потребителя могут быть установлены контрольные приборы учета.

По вопросу выбора варианта финансирования установки счетчиков консенсуса пока не достигнуто. Мы предлагаем финансировать внедрение и интеллектуального учета через ставки на новое технологическое присоединение, а замену приборов учета с истекшим сроком эксплуатации производить из тарифа на передачу. На локальных участках, где наблюдаются большой небаланс, финансировать учет из экономии, которую предлагаем сохранить сроком на 10 лет. Сочетание этих трех мер плюс поэтапность внедрения учета позволит до 2030-2035 года произвести полномасштабное внедрение учета без увеличения тарифа сверх ежегодно устанавливаемого Минэкономразвития предельного уровня. Нам представляется, это самая оптимальная модель.

В России заключено 1831 концессионное соглашение в сфере ЖКХ в 72 регионах страны. Таковы данные первого комплексного анализа концессионных соглашений в сфере ЖКХ, которые сообщил глава Минстроя России Михаил Мень 16 февраля на Российском Инвестиционном форуме в г. Сочи.

По словам Михаила Меня, такой анализ был необходим для определения эффективных и реально действующих концессий и выявления соглашений, по которым инвестиционные обязательства концессионера так и не наступили. «Общая сумма инвестиций по механизму концессионных соглашений на сегодня превышает 257 млрд рублей. Из них средства федерального бюджета, а такжерегиональных и муниципальных бюджетов составляют 11,6 млрд руб., порядка 5% от общего объема запланированных инвестиций», - сообщил глава Минстроя России.

Он уточнил, что согласно результатам анализа, по сферам деятельности концессионные соглашения распределяются следующим образом: теплоснабжение - 97 420 млрд рублей (38% от общего объема запланированных инвестиций); водоснабжение и водоотведение - 122 214 млрд рублей (48% от общего объема запланированных инвестиций); мультиконцессии (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) - 16 419 млрд рублей (6% от общего объема запланированных инвестиций); обращение с отходами (ТКО) - 20 982 млрд рублей (8% от общего объема запланированных инвестиций).

«Подавляющий объем действующих концессий демонстрирует рост качества услуг и надежность поставки ресурсов за счет значительных инвестиций, лишь в 8,5% концессионных соглашений (155 соглашений) не зафиксированы инвестиционные обязательства концессионера. Причем в 60% случаяхиз них (92 соглашения) концессионером выступает МУП. Мы считаем, что подобные схемы недопустимы, и они должны быть расторгнуты», - подчеркнул Михаил Мень.

Модернизация энергетики: Минэнерго планирует направить 3,5 трлн руб., Росатом просит на реакторы 1 трлн, Роснано на ВИЭ - 1,5 трлн. Что же останется для ТЭС?
На строительство и модернизацию энергетической инфраструктуры страны до 2035 года может быть направлено 3,5 трлн рублей. Такие расчеты минэнерго представил на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 12 февраля, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Речь идет о средствах, которые высвобождаются для энергетической отрасли после завершения программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Ранее Минэнерго оценивало необходимые средства для модернизации тепловой генерации в 1,5 трлн рублей.

Расчеты подготовлены с учетом предложений генкомпаний по их развитию. Источник отмечает, что запросы отрасли превышают прогнозируемые возможности.

Так, «Росатом» претендует на 1 трлн рублей. По информации РБК, госкорпорация запросила у правительства средства на строительство трех водо-водяных энергетических реакторов и реактора на быстрых нейтронах.

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс, в свою очередь, предложил на «освобождающиеся деньги» построить больше зеленых энергоблоков. Расширение программы поддержки «зеленой» энергетики оценивается в 1,5 трлн рублей, рассказали два собеседника РБК.

Больше всего нуждается в поддержке тепловая генерация, самая эффективная и более дешевая для потребителей, чем, например, солнечная, заявил РБК председатель набсовета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина (ее комментарий передал представитель). По ее словам, сейчас уже более 30% мощностей тепловой генерации в России старше 45 лет, морально и физически устарели.

Промышленные потребители считают, что вводить повышенную плату за модернизацию старых блоков — плохая идея. По их мнению, модернизацию должны оплатить сами энергетики. «Мы рассчитываем, что за счет ввода новых энергоблоков, за которые крупные потребители заплатят энергетикам в целом 3 трлн руб. [за все время действия существующей программы], энергокомпании повысят операционную эффективность и на сэкономленные деньги профинансируют модернизацию мощностей», — сказал РБК директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев.

Дворкович поручил Минэнерго проанализировать инициативы компаний, чтобы цена на электроэнергию росла не выше инфляции.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев утвердил дорожную карту по переходу региона на энергоэффективные источники освещения. Речь идет о переходе на светодиодное освещение, предусмотренное Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы.

«Реализация дорожной карты позволит не только повысить потенциал энергосбережения региона, но и серьезно сократить расходы областного и местных бюджетов на освещение улиц и социальных учреждений. Средства, которые будут высвобождаться в результате этих мероприятий, можно будет направлять как на дальнейшую модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, так и на самые востребованные социально значимые проекты», — отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

Кроме экономичности, у светодиодов есть еще одно достоинство — такое освещение считается более экологичным.

Авторизация
Регистрация
Email
Пароль
 
Имя

Email

Пароль
 
добавить статью

Необходимо авторизоваться

Последний комментарий
16.03.2018 12:55
Такого же мнения и многие другие компании и в правительстве кто-то высказывался на эту тему. Сейчас действительно инвестиции лучше пока направить на модернизацию действующих электростанций, это более
ссылка на комментарий