Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 21.02.2018 14:58; инновации энергетики в россии минстрой

Минстрой России опубликовал на сайте изменения в свод правил СП 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа", касающееся освещения и пунктов 5.2.1 и 5.3.7. Изменения вводятся с 27 июня 2018 года.

Изменения разрешают в качестве источников света в учреждениях общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций применять люминесцентные лампы (кроме галофосфатных). светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению.

Ссылка на документ.

Ранее Роспотребнадзор разослал в свои региональные органы разъяснение о разрешении применять светодиоды в школах.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 19.02.2018 14:55; инновации энергетики в россии

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта № 139989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», принятого депутатами в первом чтении осенью прошлого года. Участники прошедшего 15 февраля совместного заседания двух секций комитета Госдумы – по антимонопольному законодательству и по законодательному регулированию деятельности естественных монополий ТЭК – пришли к выводу, что документ требует существенной доработки.

Наталья Готова, директор департамента по связям с органами власти Ассоциации "Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций", прокомментировала для портала ЭнергоСовет.Ru насколько близок к принятию данный законопроект, рассказала об основных разногласиях игроков рынка и предложила наиболее приемлемый с точки зрения Ассоциации «НП ТСО» вариант финансирования установки интеллектуальных систем учета.

Наталья Готова
Наталья Готова
В Госдуме РФ сейчас идет подготовка ко второму чтению, в процессе которой участники энергорынка и потребители обсуждают детали, так как версия, предложенная в первом чтении, не устроила никого из заинтересованных сторон. В частности, нас, как представителей сетевых организаций, не устраивало отсутствие ясности по таким ключевым вопросам как разработка единых стандартов для интерфейсов, протоколов обмена, форматов и объемов собираемой (передаваемой) информации между каждым уровнем интеллектуальной системы учета электрической энергии – с утверждением стандартов до принятия рассматриваемого законопроекта, либо одновременно с его принятием, а также источники финансирования установки интеллектуальных систем и приборов учета (далее – ИСУ). В версии первого чтения установка ИСУ предусматривается только там, где это может окупиться из экономии, полученной от снижения потерь электрической энергии. При этом стоит отметить, что мест, где потери остаются настолько высокими, что могут позволить окупиться энергосервисному контракту на установку приборов учета, в стране не так уж много.

Очевидно, что к следующему чтению должна возникнуть экономически обоснованная модель, максимально комфортная для потребителей.

Справочно
4 апреля 2017 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен проект поправок в отдельные законодательные акты России в связи с развитием систем учета электроэнергии (мощности). Законопроектом предлагается закрепить понятие системы учета электроэнергии и наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета территориальными сетевыми организациями (ТСО) субъектам электроэнергетики и потребителям. В перспективе по результатам замены ТСО существующей инфраструктуры учета электроэнергии на новые системы естественным образом будут созданы единые системы учета электроэнергии, что будет содействовать развитию конкурентной среды на розничных рынках электроэнергии за счет равного доступа потребителей к системам учета.
Интеллектуальная система учета включает в себя, в частности, и умные счетчики, способные удаленно передавать показатели, и различные датчики, позволяющие следить за работой электросетей, чтобы, например, быстро находить повреждения.
Предполагается, что создание интеллектуальных систем учета позволит значительно снизить потери электроэнергии, операционные затраты электросетевых и энергосбытовых компаний, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить "наблюдаемость" электросетевого комплекса.
В модели, разработанной Минэнерго России, ответственность за внедрение и эксплуатацию интеллектуальных систем учета, возложена на сетевые организации. Такая модель применяется во многих странах мира, что показало недавно проведенное исследование НИУ ВШЭ «Сравнительный анализ опыта и практики законодательного регулирования в ведущих европейских странах, США, Канаде, Японии и России в области энергосбережения и энергетической эффективности: текущее состояние, перспективы, предложения по совершенствованию». Учет под контролем сетевых организаций дает синергию в виде повышения наблюдаемости распределительной сети, снижения потерь электрической энергии, развитию гибких интеллектуальных сетей.

Сбытовые организации, которые, кстати, единственные из всех участников рынка, еще до принятия ФЗ пролоббировали себе введение затрат на установку интеллектуального учета в состав сбытовой надбавки в Основы ценообразования, также претендуют на рынок учета. Есть еще желание третьих лиц создать внешнего коммерческого оператора учета, независимого ни от сетей, ни от сбытов.

Ключевые вопросы, возникающие при разногласиях, следующие. Кто будет заниматься организацией учета за пределами границ балансовой принадлежности сетевых организаций, например, в МКД, СНТ? Мы считаем, что в МКД поквартирный учет могут ставить управляющие компании, а также ресурсоснабжающие организации. В бесхозяйных сетях учет готовы ставить сетевые организации, граничащие с бесхозом.

Также у некоторых участников рынка возникает вопрос предоставления недискриминационного доступа к данным интеллектуального учета и верификации информации. На это мы можем ответить, что предлагаем предоставлять информацию, которая затем может быть доступна, допустим, в личном кабинете потребителя на сайтах гарантирующих поставщиков. Мы готовы заключать информационные соглашения по информационному обмену с любыми участниками рынка.

По поводу верификации данных отметим, что приборы учета аттестуются в государственных центрах стандартизации и метрологии. В дальнейшем необходимо разработать порядок, определяющих, при каких условиях возможно подвергнуть прибор учета повторной проверке, и какие штрафные санкции могут быть применены к сетевой организации, которая допустила нарушения. Кроме того, у потребителя могут быть установлены контрольные приборы учета.

По вопросу выбора варианта финансирования установки счетчиков консенсуса пока не достигнуто. Мы предлагаем финансировать внедрение и интеллектуального учета через ставки на новое технологическое присоединение, а замену приборов учета с истекшим сроком эксплуатации производить из тарифа на передачу. На локальных участках, где наблюдаются большой небаланс, финансировать учет из экономии, которую предлагаем сохранить сроком на 10 лет. Сочетание этих трех мер плюс поэтапность внедрения учета позволит до 2030-2035 года произвести полномасштабное внедрение учета без увеличения тарифа сверх ежегодно устанавливаемого Минэкономразвития предельного уровня. Нам представляется, это самая оптимальная модель.

В России заключено 1831 концессионное соглашение в сфере ЖКХ в 72 регионах страны. Таковы данные первого комплексного анализа концессионных соглашений в сфере ЖКХ, которые сообщил глава Минстроя России Михаил Мень 16 февраля на Российском Инвестиционном форуме в г. Сочи.

По словам Михаила Меня, такой анализ был необходим для определения эффективных и реально действующих концессий и выявления соглашений, по которым инвестиционные обязательства концессионера так и не наступили. «Общая сумма инвестиций по механизму концессионных соглашений на сегодня превышает 257 млрд рублей. Из них средства федерального бюджета, а такжерегиональных и муниципальных бюджетов составляют 11,6 млрд руб., порядка 5% от общего объема запланированных инвестиций», - сообщил глава Минстроя России.

Он уточнил, что согласно результатам анализа, по сферам деятельности концессионные соглашения распределяются следующим образом: теплоснабжение - 97 420 млрд рублей (38% от общего объема запланированных инвестиций); водоснабжение и водоотведение - 122 214 млрд рублей (48% от общего объема запланированных инвестиций); мультиконцессии (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение) - 16 419 млрд рублей (6% от общего объема запланированных инвестиций); обращение с отходами (ТКО) - 20 982 млрд рублей (8% от общего объема запланированных инвестиций).

«Подавляющий объем действующих концессий демонстрирует рост качества услуг и надежность поставки ресурсов за счет значительных инвестиций, лишь в 8,5% концессионных соглашений (155 соглашений) не зафиксированы инвестиционные обязательства концессионера. Причем в 60% случаяхиз них (92 соглашения) концессионером выступает МУП. Мы считаем, что подобные схемы недопустимы, и они должны быть расторгнуты», - подчеркнул Михаил Мень.

Модернизация энергетики: Минэнерго планирует направить 3,5 трлн руб., Росатом просит на реакторы 1 трлн, Роснано на ВИЭ - 1,5 трлн. Что же останется для ТЭС?
На строительство и модернизацию энергетической инфраструктуры страны до 2035 года может быть направлено 3,5 трлн рублей. Такие расчеты минэнерго представил на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 12 февраля, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Речь идет о средствах, которые высвобождаются для энергетической отрасли после завершения программы договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Ранее Минэнерго оценивало необходимые средства для модернизации тепловой генерации в 1,5 трлн рублей.

Расчеты подготовлены с учетом предложений генкомпаний по их развитию. Источник отмечает, что запросы отрасли превышают прогнозируемые возможности.

Так, «Росатом» претендует на 1 трлн рублей. По информации РБК, госкорпорация запросила у правительства средства на строительство трех водо-водяных энергетических реакторов и реактора на быстрых нейтронах.

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс, в свою очередь, предложил на «освобождающиеся деньги» построить больше зеленых энергоблоков. Расширение программы поддержки «зеленой» энергетики оценивается в 1,5 трлн рублей, рассказали два собеседника РБК.

Больше всего нуждается в поддержке тепловая генерация, самая эффективная и более дешевая для потребителей, чем, например, солнечная, заявил РБК председатель набсовета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина (ее комментарий передал представитель). По ее словам, сейчас уже более 30% мощностей тепловой генерации в России старше 45 лет, морально и физически устарели.

Промышленные потребители считают, что вводить повышенную плату за модернизацию старых блоков — плохая идея. По их мнению, модернизацию должны оплатить сами энергетики. «Мы рассчитываем, что за счет ввода новых энергоблоков, за которые крупные потребители заплатят энергетикам в целом 3 трлн руб. [за все время действия существующей программы], энергокомпании повысят операционную эффективность и на сэкономленные деньги профинансируют модернизацию мощностей», — сказал РБК директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев.

Дворкович поручил Минэнерго проанализировать инициативы компаний, чтобы цена на электроэнергию росла не выше инфляции.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев утвердил дорожную карту по переходу региона на энергоэффективные источники освещения. Речь идет о переходе на светодиодное освещение, предусмотренное Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы.

«Реализация дорожной карты позволит не только повысить потенциал энергосбережения региона, но и серьезно сократить расходы областного и местных бюджетов на освещение улиц и социальных учреждений. Средства, которые будут высвобождаться в результате этих мероприятий, можно будет направлять как на дальнейшую модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, так и на самые востребованные социально значимые проекты», — отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

Кроме экономичности, у светодиодов есть еще одно достоинство — такое освещение считается более экологичным.

Глава дивизиона "Россия" финской корпорации Fortum, гендиректор "Фортума" Александр Чуваев считает, что действующую в РФ программу поддержки "зеленой" энергетики не надо продлевать после 2024 года.

"Мы за то, чтобы не расширять программы ВИЭ (возобновляемые источники энергии - ред.) за пределами 2024 года. Вот эта программа ВИЭ, которая есть, она толкнула производство. Дальше должны производителям давать субсидии, которые делают их конкурентоспособными. Но мы категорически против того, чтобы за пределами 2024 года это дело расширять", - сообщил Чуваев в рамках обсуждения на Неделе российского бизнеса РСПП.

В настоящее время в России действует программа поддержки "зеленой" энергетики, в том числе строительства электростанций, которые выбираются на конкурсном отборе, но это программа завершится в 2024 году. В отрасли идет обсуждение, что будет после 2024 года.

Ранее Чуваев вместе с основным владельцем группы "Ренова" Виктором Вексельбергом, главой "Роснано" Анатолием Чубайсом и гендиректором "Энел Россия" Карло Палашано Вилламаньей просил кабмин РФ проработать вопрос о необходимости продления действующей программы поддержки ВИЭ до 2035 года.

Презентацию А. Чуваева можно посмотреть по ссылке.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 01.02.2018 14:19; инновации энергетики в россии

Правительство хочет дать гражданам легальный способ экономить на платежах за отопление. Собственники квартир смогут платить за тепло по индивидуальным счетчикам, а не по нормативу или общедомовому потреблению. С такой инициативой выступил Минстрой России. Эксперты поддерживают эти новации, поставщики тепла считают, что реализовать их будет проблематично.

Проект постановления Минстрой опубликовал еще 6 декабря, 26 декабря завершилось его общественное обсуждение. Сейчас документ ожидает подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, после чего его внесут на рассмотрение в правительство.


Сегодня можно производить расчет за тепло согласно показаниям индивидуального прибора учета, только если они установлены и работают во всех квартирах многоквартирного дома, пояснили в Минстрое.

Ведомство предлагает новую формулу, согласно которой можно будет рассчитать потребление, исходя из показателей квартирного счетчика. Такой подход, отметили в пресс-службе Минстроя, позволит решить проблему индивидуального отопления, поскольку сегодня люди, которые срезали батареи, все равно платят за них.

По этому постановлению, если у человека стоит счетчик, то его показатели учитываются в любом случае, даже если у остальных жильцов дома нет этого оборудования, поясняет депутат Госдумы Александр Сидякин.

«В этом случае из показателей общедомовых приборов учета вычитаются данные конкретного индивидуального прибора, а человек доплачивает дополнительно обогрев мест общего пользования в доме», — добавил депутат.

Сейчас не очень качественная проработка нормативной базы не стимулирует людей на установку приборов учета и экономию ресурсов и денег.

Платеж за отопление в зависимости от региона может занимать до 50% ежемесячной платы по жилищно-коммунальным услугам. При этом попытки сэкономить на потреблении, установив счетчик, срезав батареи или выключив их в дневное время суток, де-факто не работают.

Даже если человек платил по показателям счетчика, в конце месяца приходит перерасчет. Приходится доплачивать, исходя из показателей общедомового прибора учета или, в случае его отсутствия, нормативов потребления, рассказал эксперт рабочей группы «Качество жизни» Общероссийского народного фронта (ОНФ) Арсений Беленький.

«Люди часто платят по счетчику, а потом им приходится доплачивать из своего кармана по итогам перерасчета из-за того, что не все жильцы установили счетчики или не все передали по ним данные», — высказал мнение эксперт.

По данным ОНФ, разница в платежах может доходить до 1500-2000 рублей в месяц. В судах постоянно рассматриваются иски подобного плана, и суды принимают решения в пользу начисления по нормативам для тех, у кого стоят счетчики, добавил Беленький.

Застройщики, в свою очередь, напоминают, что согласно федеральному закону об энергосбережении с 1 января 2012 года, установка индивидуальных приборов учета тепла в новом строительстве и реконструкции является обязательной.

«Установка любого прибора учета с 2012 года является обязательством застройщика», — обратил внимание Сергей Пак, директор по строительству ГК «Гранель». Если учитывать, что, по данным Росстата, в год за это время возводилось порядка 40 тысяч домов, то сегодня речь идет примерно о 250 тысяч объектов с поквартирным обеспечением индивидуальными счетчиками тепла.

Поставщикам тепла новация Минстроя грозит сокращением выручки, поскольку нормативы традиционно выше фактического потребления «по счетчику». Но у ресурсоснабжающих организаций есть и другие причины не спешить поддерживать инициативу. До принятия указанных в постановлении изменений необходимо произвести оценку социально-экономических последствий для граждан, у которых не установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии, отмечают в компании «Т Плюс», работающей на рынке теплоснабжения.

Поскольку в настоящее время обязанности по установке индивидуальных приборов учета тепла для граждан нет, то могут возникнуть ситуации, когда «при экономии гражданами в квартирах с приборами учета, путем перекрытия батарей и, как следствие, уменьшения расхода тепловой энергии, отопление будет происходить за счет соседей, в том числе неоприборенных».

«Это приведет к увеличению их потребления и, соответственно, к росту платы. В итоге это чревато недовольством граждан», — считают в компании.

«Кроме того, в данном проекте не урегулирован порядок расчета платы за отопления при способе оплаты отопления равномерно в течение календарного года (так называемая 1/12), что вводит правовую неопределенность в порядке расчета. Потребитель, установив индивидуальный прибор учета тепловой энергии, не сможет получить экономию в том периоде, в котором она достигнута,поскольку порядок расчета в данной модели подразумевает расчеты исходя из средней величины», — также отметили в «Т Плюс».

В МОЭК (единая теплоснабжающая организация Москвы) считают, что в настоящий момент реализовать инициативу Минстроя невозомжно.

«В настоящее время квартиры в многоквартирных домах невозможно оборудовать индивидуальными приборами учета тепловой энергии — для этого необходима горизонтальная разводка. Кроме того, между смежными квартирами происходит теплообмен, поэтому корректно посчитать объем тепловой энергии, израсходованной конкретной квартирой, не представляется возможным», — заявили в компании.

По мнению Арсения Беленького, идея постановления исключительно верная. Если человек потратил деньги и время на установку счетчика, то справедливо, что он должен платить по показанию своего прибора. Таким образом, эта мера стимулирует людей к энергосбережению, и потребители могут просчитать эффект от установки счетчиков.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 30.01.2018 14:00; инновации энергетики в россии

Последний вариант СП 50 «Тепловая защита зданий» существенным образом нарушает интересы добросовестных производителей стройматериалов, прежде всего, теплоизоляционных материалов. Более того, документ откатил Россию в вопросе энергосбережения на несколько лет назад, считает директор инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Николай Ватин.

По мнению Николая Ватина, в сравнении с «советским» СНиПом, который был взят за основу в СП 50, требования к тепловой защите зданий не повысились, а понизились. И это в то время как весь мир движется в сторону максимальной энергоэффективности. Кроме того, методика подсчетов, заложенная в СП, такова, что даже для простых элементов зданий она оказалась слишком трудной, а для более сложных зданий вообще неприменима.

Николай Ватин говорит, что в настоящее время ученые вуза разработали альтернативный документ, который можно было бы принять в качестве правил для добровольного применения или хотя бы для начала обсудить их. Однако дальше переписки с Минстроем пока дело не сдвинулось.

Методика актуализированной версии СП действительно стала более сложной, признает Наталья Пахомова, инженер-проектировщик Rockwool Russia. Однако, по мнению эксперта, она при этом позволяет более комплексно оценить энергоэффективность здания в целом. Также новая методика повысила ответственность проектировщиков и их подход к проектированию эффективных решений.

Руководитель направления «Энергоэффективность зданий» корпорации «Технониколь» Станислав Щеглов пояснил, что главную критику участников рынка вызывает методика расчета, заложенная в СП. «Например, недостаточная проработанность вопросов учета теплопоступлений от солнечной радиации, бытовых тепловыделений, потребления энергии на охлаждение в летний период времени и т.д. приводит к тому, что расчетное значение удельного расхода энергии получается заниженным», — приводит пример он.

Впрочем, он признает, что активное обсуждение экспертами нормативного документа дало некоторые результаты, в частности, была скорректирована методика учета потерь тепла за счет вентиляции, что повысило точность расчетов. Тем не менее, по его мнению, более высокую точность расчетов, которую обеспечивает методика свода правил, может перечеркнуть применение регионального коэффициента mp. Щеглов говорит, что впервые эта возможность понизить нормируемое значение сопротивления теплопередаче (не больше чем на 37% для стен и не больше чем на 20% для кровли) появилась при актуализации СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», введение которого резко повысило требования к тепловой защите оболочки здания. «Отечественная промышленность могла оказаться не готовой к такому резкому скачку требований и выполнить их в отдельных регионах не всегда было реально», — рассказывает эксперт.

Однако по истечении 15 лет в России были построены заводы, производящие различные виды теплоизоляционных материалов, освоен выпуск энергоэффективных окон, систем вентиляции и отопления. И актуальность регионального коэффициента просто отпала. А коэффициент по-прежнему присутствует в составе СП 50.13330.2012. И это «окно» негативно сказывается на развитии энергоэффективности в нашей стране, считает Щеглов.

«Расчеты показывают, что экономия капитальных затрат, связанная с применением этого коэффициента, за 5-7 лет нивелируется повышенными затратами энергии на отопление в период эксплуатации. В итоге мы получаем проект, который на бумаге получается энергоэффективным, а при эксплуатации таковым вовсе не является», — поясняет он.

Второй «камень преткновения» — сложность расчетов. По словам Станислава Щеглова, действовавший ранее СНиП 23-02-2003 позволял использовать усреднённые коэффициенты однородности. Проектные данные при таком подходе могли сильно отличаться от фактических. Свод правил СП 50.13330.2012 предписывает считать неоднородности для каждого конкретного здания в отдельности. Это привело к тому, что расчеты стали точнее, но при этом и значительно усложнились. Поэтому многие предпочитают считать по старому СНиП 23-02-2003. И такие расчеты пока готовы принять и многие органы госэкспертизы. Отчасти решить проблему позволяет теплотехнический калькулятор, созданный «Технониколь» при поддержке разработчика свода правил НИИСФ РААСН. Он автоматизирует расчеты по СП 50.13330.2012 и позволяет рассчитать необходимую толщину теплоизоляции с учетом всех термических неоднородностей конкретного здания в несколько кликов мышью.

Для того, чтобы СП 50.13330.2012 стал по-настоящему рабочим, требуется дальнейшая работа в развитии документов. И активное их обсуждение позволяет предположить, что работа по его совершенствованию будет продолжаться, надеется Щеглов.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 30.01.2018 10:25; инновации энергетики в россии

В Законодательном Собрании Челябинской области решили сохранить федеральные льготы для предприятий, устанавливающих высокоэффективное энергетическое оборудование. С нынешнего года полномочия по данному вопросу были переданы регионам, поэтому законопроект, предусматривающий послабления для бизнеса, рассмотрели на первом заседании областного парламента в 2018 году.

«Рассматриваемым законопроектом предлагается освободить организации от уплаты налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов с высокой энергетической эффективностью или высоким классом энергетической эффективности в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Предварительно мы обсудили этот проект закона с нашими коммерческими партнерами и от всех получили поддержку», — рассказал председатель Законодательного Собрания Владимир Мякуш.

Появление данной льготы будет стимулировать предприятия устанавливать современное оборудование, которое поможет снизить показатели удельного потребления энергетических ресурсов.

Авторизация
Регистрация
Email
Пароль
 
Имя

Email

Пароль
 
добавить статью

Необходимо авторизоваться

Последний комментарий
16.03.2018 12:55
Такого же мнения и многие другие компании и в правительстве кто-то высказывался на эту тему. Сейчас действительно инвестиции лучше пока направить на модернизацию действующих электростанций, это более
ссылка на комментарий