Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 14.05.2018 14:57; инновации энергетики в россии

Минстроем России разработан проект федерального закона, благодаря которому число заключаемых энергосервисных контрактов может вырасти вдвое. Об этом 11 мая сообщил и.о. Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.

«Разработанный Минстроем России законопроект предусматривает упрощение процедуры заключения энергосервисного договора - контракта, в рамках которого за счет энергосервисной компании проводятся энергоэффективные работы, например, утепление фасадов или установка индивидуальных тепловых пунктов. Компенсация вложений происходит за счет возникающей экономии», - прокомментировал Михаил Мень.

Принимать решение о заключении такого контракта предлагается на общем собрании собственников простым большинством голосов. Требование законодательства о необходимости подписания энергосервисного договора каждым собственником помещений в отдельном многоквартирном доме может быть исключено.

«Сегодня энергосервисная компания должна подписать договор с каждым собственником, что зачастую делает энергосервис просто невозможным - квартира может сдаваться в аренду, собственник может просто отказываться принимать участие в подобных обсуждениях и так далее. Самый сложный этап энергосервиса - это убеждение собственников, что, конечно, существенно замедляет процесс модернизации жилья в нашей стране. Если решение о таких работах, как и все прочие решения в целом по дому, будут приниматься собранием собственников, то мы прогнозируем увеличение числа заключаемых контрактов не менее чем в два раза»,- уточнил и.о.Министра.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 14.05.2018 14:56; инновации энергетики в россии

Мероприятия по повышению энергоэффективности в ЖКХ нужно стимулировать и софинансировать. Об этом в пятницу, 11 мая, заявил первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Александр Сидякин в ходе «круглого стола» на тему «Ресурсосбережение и энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (проблемы и пути их решения)».

«С 2014 года, к сожалению, отсутствует федеральное софинансирование по программам энергоемкости в ЖКХ. Наряду со стимулированием поставщиков необходимо заниматься сбережением, сокращать издержки, проводить работу с населением о необходимости тиражирования энергосервисных контрактов и перехода от приборов на интеллектуальные системы учета», – заявил Сидякин.

По его словам, уже сегодня по инициативе депутатов фракции были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, позволяющие устанавливать автоматизированные общедомовые приборы при капремонте, а также использовать их данные при расчете стоимости расходов на ОДН.

«Кроме того, во вновь возводимых домах требуется предусмотреть заранее оснащение домов системами учета. Данное предложение было передано мною Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и нашло живой отклик», – подчеркнул Сидякин.

По мнению парламентария, необходимо убрать разногласия между поставщиком и потребителем энергоресурсов.

А достоверные данные о потребляемых коммунальных ресурсах должны стать доступными для энергосервисных компаний, операторов капремонта, которые смогут их «использовать для формирования предложений для поставщиков, так и жителям МКД по экономии энергоресурсов».

Если не будут разработаны специальные банковские продукты, нам никогда не исполнить все планы по повышению энергоэффективности ЖКХ, отметил Сидякин.

По его словам, необходимо сформулировать задание госбанкам совместно с экспертным сообществом и федеральными органами исполнительной власти разработать продукты для кредитования энергосбережения через факторинг и cекьюритизацию ценных бумаг, для чего, в том числе, будет организована соответствующая работа с Центробанком.

По итогам круглого стола будут приняты рекомендации, которые будут направлены в Правительство.

Напомним, распоряжением Правительства от 19 апреля 2018 года №703-р был утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации. План предусматривает действия по повышению энергетической эффективности в отношении регулируемых инфраструктурных компаний, предприятий промышленности, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 14.05.2018 14:55; инновации энергетики в россии

Бюджетный сектор теряет миллиарды из-за неэффективного потребления энергоресурсов. После того как госучреждения обяжут зайти на биржу энергосервисных контрактов, объем рынка в Свердловской области достигнет 2 млрд руб.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Перевод госучреждений на энергосервисные контракты (ЭСК), которые должны стать не только основой энергосбережения, но и инвестиционным механизмом, идет очень медленно. Ключевой причиной этого, считает директор Института энергосбережения Свердловской области (ИЭСО) Сергей Банных, является низкий уровень компетенций менеджмента госучреждений и муниципальных властей в сегменте энергосервисных контрактов.

«Директор больницы или школы – не энергетик и он не может оценить изменение системы энергоснабжения, не может просчитать последствия. Если к нему приходит инвестор и говорит: у вас регулярные перетопы, можно сократить на 10–15% потери тепла в выходные, когда в учреждении никого нет. Но кто просчитает, что произойдет, если в -40 градусов за окном система понизит температуру и разморозятся трубы? Энергосервис без энергоаудита невозможен. И нам нужно вывести потребителей не только на новую систему, но и добросовестных поставщиков», – говорит Банных.

Неквалифицированный энергоаудит привел к дезавуированию услуги, считает референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ Виталий Ковальчук, объясняя изменения, которые произойдут в федеральном законодательстве в 2018 году, на основании анализа неудачных попыток запустить механизмы повышения энергоэффективности (федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»).

«Сначала обнулились субсидии из федерального бюджета на региональные программы энергосбережения, тотальный энергоаудит «схлопнулся», потому что за 50 тыс. рублей стало можно купить аудит даже без выезда на место – то есть важная история дезавуировалась нечистоплотными участниками рынка. Раньше основным действующим лицом в рамках госполитики выступало Министерство энергетики РФ. Завершилось тем, что в октябре прошлого года Правительство РФ приняло несколько решений, которые существенно меняют всю госполитику в области энергосбережения», – говорит Ковальчук.

НОВЫЙ КУРАТОР

Основные полномочия по госполитике энергосбережения переданы в ведение Министерства экономического развития РФ. Ведомство подготовит государственный доклад об энергосбережении (первые два вызывали серьезные нарекания) – единственный официальный источник информации о том, что происходит в секторе.

Сейчас МЭР РФ анонсирует появление системы мониторинга и разработку, совместно с Минэнерго РФ, комплексного плана повышения энергоэффективности.

Абсолютная новелла, говорит Ковальчук, возможность частного инвестора выступать с инициативой проведения энергосервисных и энергосберегающих мероприятий. Минэкономразвития планирует внести в Правительство РФ законопроект о частной инициативе, который позволит бизнесу запускать процедуру заключения ЭСК (по аналогии с концессией). «Соответствующий законопроект с разногласиями будет внесен, будем их решать в Правительстве», – сказал Ковальчук.

На уровне региона также произойдут изменения нормативной базы, которые позволят увеличить долю энергосервисных проектов. Власти обяжут государственных распорядителей бюджетных средств (и рекомендуют муниципальным организациям) размещать информацию об энергохозяйстве и возможностях инвесторов в единой базе данных – Бирже энергосервисных контрактов. Ее создали в 2016 году, но электронный сервис так и не заработал. Попавшие туда «пилоты» отрабатывались в ручном режиме.

«Мы разработали продукт, завели туда несколько школ и инвесторов. Но чтобы система заработала сама, необходимо внести нормативные изменения и обязать ГРБС работать через Биржу энергосервисных контрактов. Необходимо начать диспетчеризацию приборов учета и подключить их к матрице. На это нужно выделить небольшие деньги, губернатор эту идею поддержал», – говорит Банных.

По расчетам ИЭСО, когда на биржу выйдут все 4368 организаций (бюджетные учреждения областного и муниципального подчинения), объем ЭСК достигнет 2 млрд руб.

УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ

Принцип ЭСК состоит в том, что затраты на проект берет на себя инвестор, поставляющий энергосберегающее оборудование. А расплачивается по энергосервисному контракту потребитель по принципу отложенных платежей – из сэкономленных на сокращении потребления ресурсов средств.

ЭСК неплохо работают при модернизации систем уличного освещения. В Свердловской области механизм опробован в Каменске-Уральском, Полевском и Сухом Логу, где за три года за счет экономии заменили половину источников уличного освещения. Эксперты говорят, что электроэнергетика – один из самых привлекательных сегментов для бизнеса с точки зрения возврата инвестиций.

«Некоторые ЭСК отбиваются за несколько дней. Быстрее всего, по нашей бирже и опыту работы, это происходит на электричестве и тепле, потому что там и потери, как правило, больше. Потому и проектов в этих сферах больше всего», – говорит Банных.

В Сысертском городском округе идет «пилот» по использованию водосберегающих приборов. «В семи школах Сысерти в конце января этого года было установлено оборудование, которое уже позволило получить положительный эффект. По одному учреждению затраты уже окупились», – сказал мэр Сысерти Дмитрий Нисковских. Сумма экономического эффекта на семи объектах по году превысит 600 тыс. руб. Окупаемость технологии – 3–5 месяцев.

В основе метода – использование водосберегающих приборов (экораторов, мембран, рассеивающих воду, ограничителей смыва) и энергоэффективных конфорок, которые монтируются в электропечи. Разработка является российской и дешевле европейских аналогов почти в 10 раз. Технология позволяет достичь следующих показателей – сократить расход природной воды от 30% до 70%, на ту же величину снизить сброс стоков нечистот, снизить расходы тепловой энергии на нагрев воды до 30%, снизить на 50% потребление электроэнергии в пищеблоках, сократить выбросы СО2.

По расчетам инвестора, при оснащении водосберегающими приборами всех административных зданий, школ, детских садов и лечебных учреждений Свердловской области и затратах на оборудование 653 млн руб. экономия бюджета на водоснабжении в год составит 2,4 млрд рублей. Представитель «Квантум Электрик Директ» Кирилл Чинцов говорит, что в случае принятия программы на уровне региона, в Свердловской области будет открыто производство энергосберегающего оборудования и создано около 300 новых рабочих мест. Чинцов сообщил, что компания ведет переговоры о заключении ЭСК с администрацией Каменска-Уральского и готовит обращение в адрес правительства Свердловской области с просьбой о тиражировании проекта в других муниципалитетах.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 10.05.2018 08:54; инновации энергетики в россии

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования».

Федеральный закон дополняет перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Такие органы наделяются правом устанавливать требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования устанавливаются в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Министерство энергетики РФ открыло свободный доступ к интернет-порталу, позволяющему анализировать данные энергетических деклараций около 90 тыс. государственных и муниципальных учреждений со всей страны. Данный ресурс был создан во исполнение поручения председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по итогам его встречи с активом Народного фронта с учетом предложений экспертов ОНФ.

Данные включают в себя информацию о потреблении коммунальных ресурсов, оснащении зданий школ, детсадов и больниц современным энергоэффективным оборудованием и приборами учета. Информация вносится непосредственно бюджетными учреждениями, но проверяется вышестоящими органами при планировании и мониторинге их деятельности в области энергосбережения.

Координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта напомнил, что вопрос реформирования законодательства об энергоэффективности был поднят в 2015 г. на встрече активистов проекта ОНФ «За честные закупки» с президентом РФ, лидером Народного фронта Владимиром Путиным. По итогам встречи президент поручил подготовить предложения по повышению эффективности использования бюджета на реализацию мероприятий в сфере повышения энергоэффективности. Также Гетта добавил, что после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с активом Общероссийского народного фронта глава кабмина поручил Минэнерго представить до 28 апреля 2016 г. предложения по совершенствованию механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности. Речь идет о ежегодной публикации в ГИС «Энергоэффективность» всех энергетических деклараций.

«Представители ОНФ провели совместную работу с Минэнерго по поводу того, как должен выглядеть интернет-портал и какую информацию он должен содержать. Рад отметить, что все предложения активистов проекта Народного фронта «За честные закупки» были учтены. Интернет-портал позволит активистам ОНФ проверять, как учреждения подходят к вопросу сбережения энергии, и подсказывать резервы для экономии. Мы будем внимательно следить и за тем, как будет заполняться информация на этой карте, поскольку сейчас размещенные на интернет-портале данные не являются полными», – отметил он.

Заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын в свою очередь отметил, что портал не только расширяет возможности для общественного контроля в бюджетном секторе, но и создает возможности для привлечения частных инвестиций: «Пользователям портала доступна ключевая информация, необходимая для анализа инвестиционной привлекательности объектов при запуске энергосервисных контрактов».

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов подчеркнул, что благодаря этому порталу теперь можно определить наиболее неэффективные с точки зрения энергопотребления объекты и приступить к переоснащению социальных объектов современными технологиями энергосбережения, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе окупают свои затраты за счет экономии энергии и длительности службы.

«Важным стимулом для внедрения энергоэффективных технологий в зданиях могло бы стать требование о прохождении обязательной «зеленой» сертификации для вновь возводимых и капитально ремонтируемых зданий, находящихся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, в особенности учебных учреждений», – добавил Миронов.

Соответствующий приказ Минстроя России прошел регистрацию в Минюсте.

Еще базовый федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» подразумевал появление таких требований, однако до этого приказа их фактически не было. После замены СНиПов на СП в 2015 году соответствующий раздел, содержащий указания об энергопотреблении зданий, перестал быть обязательным.

Напомним, Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов были ранее утверждены постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18. Теперь, в соответствии со статьей 11 федерального закона № 261-ФЗ, есть и приказ Минстроя России как уполномоченного органа.

Приказом устанавливаются следующие требования энергетической эффективности:

показатель удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию для всех типов зданий, строений, сооружений;
показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды и показатель удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение для многоквартирных домов;
Предусмотрены, с одной стороны, обязательные технические требования, для достижения вводимых сразу показателей, которые включают первоочередные; а с другой – дополнительные технические требования, ввод которых позволит обеспечить соответствие ужесточаемым в последующие периоды показателям.

Для вновь строящихся зданий, включая МКД, основной показатель (удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию) уменьшается с 1 июля 2018 в действие на 20 % от «базового уровня» (которые совпадает с аналогичным уровнем из СП 50.13330.2012 и СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»); с 1 января 2023 – на 40 %, с 1 января 2028 года – на 50 %.

Предусмотренное повышение требований энергетической эффективности с 2023 и 2028 годов для новых, вводимых в эксплуатацию зданий Минстрой России считает выполнимым при существующем уровне характеристик строительных материалов, конструкций и изделий. Более того, такая норма послужит развитию новых технических решений, появлению новых видов материалов, оборудования, технологий.

Для зданий после комплексного капитального ремонта (кроме МКД) устанавливается требование достижения этого показателя со дня вступления приказа в силу на 20 % ниже, чем это установлено в СП 50.13330, и больше показатель не ужесточается.

Что касается МКД после комплексного капитального ремонта, они должны быть приведены к состоянию, выполняющему текущий уровень требований.

Застройщик обеспечивает подтверждение выполнения указанных требований при вводе здания в эксплуатацию, а также не реже одного раза в пять лет при эксплуатации здания – по показаниям приборов учета с приведением к сопоставимым условия (инструментально-расчетным методом).

Для подтверждения высокого (от В до А++) класса энергетической эффективности МКД необходимо подтверждать соответствие показателя требованиям инструментально-расчетным методом в течение первых 10 лет эксплуатации МКД.

В многоквартирных домах после капремонта (реконструкции) соответствие требованиям обязаны доказать управляющие организации, а если управляют МКД непосредственно собственники, то подтверждать соответствие будут юридические лица или ИП, которые выполняют услуги по содержанию и (или) ремонту общего имущества.

Что касается обязательных технических требований, обеспечивающих достижение указанных показателей, они дифференцированы по типам зданий (МКД или общественные здания, в зависимости от площади, подключенные ли к централизованным сетям) и повторяют ранее утвержденные в постановлении Правительства от 7 марта 2017 г. № 275 первоочередные требования по автоматическому погодозависимому регулированию и поддержанию гидравлического режима, по светоотдаче светильников и наличию управления светом.

Дополнительные технические требования (для выполнения норм после 2023 и 2028 года) включают использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, вторичных энергоресурсов.

Указанные требования обязательны для всех – проектировщиков, застройщиков, органов госэкспертизы. Строго говоря, согласно пока сохраняется несоответствие Градостроительного кодекса нескольким другим документам: согласно кодексу, органы экспертизы должны руководствоваться только требованиями технических регламентов. Однако эксперты утверждают, что на практике требования энергоэффективности тем не менее, станут руководством в работе.

Вводится обязательность выполнения требований энергетической эффективности для лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений.

Приказ является нормой прямого действия и вступает в силу через 10 дней после опубликования.

О вступлении в действие приказа и новых требованиях будут проинформированы региональные операторы капитального ремонта, органы госстройнадзора, застройщики как напрямую, так и через СМИ.

С текстом документа можно ознакомиться по ссылке.

Компания «Татнефть» в рамках программы ресурсосбережения на 38,9% снизила потребление топливно-энергетических ресурсов в 2011-2017 годы по сравнению с показателями 2010 года. Сэкономлено более 391 тыс. тонн условного топлива. Данная программа рассчитана до 2020 года.

Наиболее эффективными сферами экономии в компании названы энергетика, подготовка нефти и газа, транспорт, технология добычи нефти и газа, поддержание пластового давления.

Основные запасы «Татнефти» относятся к трудноизвлекаемым. Поэтому важнейшим элементом энергосбережения является эффективная работа с пластом. Большое значение придается различным методам моделирования процессов, происходящих в пласте.

По результатам моделирования выбираются конкретные геолого-технические мероприятия. Важнейшую роль играют современные технологии и конструкции строительства скважин, в том числе горизонтальных, боковых, с многозонным ГРП, малого диаметра. Только в 2017 году проведено более 800 ГРП.

При высокой обводненности «зрелых» месторождении все актуальнее становится проблема снижения отборов попутной воды, решаемая широкомасштабным применением «потокоотклоняющих» технологий и технологий «водоограничения».

Последовательное ежегодное внедрение методов увеличения нефтеотдачи (МУН) обеспечивает компании 8,7 млн тонн дополнительной добычи нефти, что соответствует 27% от общей добычи по компании. Всего благодаря МУН за последние 10 лет добыто более 63 млн т дополнительной нефти.

Президент Российской Федерации Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию. В ходе выступления речь, в частности, шла о задачах в ТЭК.

Глава России сообщил, что в ближайшие шесть лет на обновление электроэнергетики страны планируется привлечь около 1,5 трлн руб. частных инвестиций.

«Предстоит внедрить новые технологии в генерации, хранении и передаче энергии. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью так называемой распределенной генерации нужно решить вопрос энергоснабжения отдаленных территорий",- сказал Владимир Путин.

В ходе Послания глава государства рекомендовал будущему Правительству как можно быстрее сформировать налоговые условия на ближайшие годы.

«Будущему Правительству предстоит как можно быстрее сформировать новые налоговые условия, они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней», - отметил Владимир Путин.

Говоря о международном сотрудничестве, глава России добавил, что новую динамику получают отношения со многими странами.

«Вместе с партнерами из ЕврАзЭс мы намерены сделать его глобальным конкурентным интеграционным объединением. На повестке дня - создание в ЕврАзЭс общего рынка электроэнергии, нефти, нефтепродуктов, газа», - сказал Владимир Путин.

Также Президент Путин заявил о заинтересованности в конструктивном взаимодействии с США и ЕС.

«Рассчитываем, что возобладает здравый смысл, и наши партнеры сделают выбор в пользу честного, равноправного сотрудничества. Даже если наши позиции в чем-то не совпадают, все равно мы остаемся партнерами", - уверен Владимир Путин.

Также глава России подчеркнул, что Россия должна не только прочно закрепиться в пятерке крупнейших экономик мира, но к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза.

«Это очень сложная задача. Уверен, мы готовы эту задачу решить», - отметил Владимир Путин.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 21.02.2018 14:58; инновации энергетики в россии минстрой

Минстрой России опубликовал на сайте изменения в свод правил СП 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа", касающееся освещения и пунктов 5.2.1 и 5.3.7. Изменения вводятся с 27 июня 2018 года.

Изменения разрешают в качестве источников света в учреждениях общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций применять люминесцентные лампы (кроме галофосфатных). светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению.

Ссылка на документ.

Ранее Роспотребнадзор разослал в свои региональные органы разъяснение о разрешении применять светодиоды в школах.

Нет комментариев; опубликовал Илья Лисовский 19.02.2018 14:55; инновации энергетики в россии

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта № 139989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», принятого депутатами в первом чтении осенью прошлого года. Участники прошедшего 15 февраля совместного заседания двух секций комитета Госдумы – по антимонопольному законодательству и по законодательному регулированию деятельности естественных монополий ТЭК – пришли к выводу, что документ требует существенной доработки.

Наталья Готова, директор департамента по связям с органами власти Ассоциации "Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций", прокомментировала для портала ЭнергоСовет.Ru насколько близок к принятию данный законопроект, рассказала об основных разногласиях игроков рынка и предложила наиболее приемлемый с точки зрения Ассоциации «НП ТСО» вариант финансирования установки интеллектуальных систем учета.

Наталья Готова
Наталья Готова
В Госдуме РФ сейчас идет подготовка ко второму чтению, в процессе которой участники энергорынка и потребители обсуждают детали, так как версия, предложенная в первом чтении, не устроила никого из заинтересованных сторон. В частности, нас, как представителей сетевых организаций, не устраивало отсутствие ясности по таким ключевым вопросам как разработка единых стандартов для интерфейсов, протоколов обмена, форматов и объемов собираемой (передаваемой) информации между каждым уровнем интеллектуальной системы учета электрической энергии – с утверждением стандартов до принятия рассматриваемого законопроекта, либо одновременно с его принятием, а также источники финансирования установки интеллектуальных систем и приборов учета (далее – ИСУ). В версии первого чтения установка ИСУ предусматривается только там, где это может окупиться из экономии, полученной от снижения потерь электрической энергии. При этом стоит отметить, что мест, где потери остаются настолько высокими, что могут позволить окупиться энергосервисному контракту на установку приборов учета, в стране не так уж много.

Очевидно, что к следующему чтению должна возникнуть экономически обоснованная модель, максимально комфортная для потребителей.

Справочно
4 апреля 2017 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен проект поправок в отдельные законодательные акты России в связи с развитием систем учета электроэнергии (мощности). Законопроектом предлагается закрепить понятие системы учета электроэнергии и наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета территориальными сетевыми организациями (ТСО) субъектам электроэнергетики и потребителям. В перспективе по результатам замены ТСО существующей инфраструктуры учета электроэнергии на новые системы естественным образом будут созданы единые системы учета электроэнергии, что будет содействовать развитию конкурентной среды на розничных рынках электроэнергии за счет равного доступа потребителей к системам учета.
Интеллектуальная система учета включает в себя, в частности, и умные счетчики, способные удаленно передавать показатели, и различные датчики, позволяющие следить за работой электросетей, чтобы, например, быстро находить повреждения.
Предполагается, что создание интеллектуальных систем учета позволит значительно снизить потери электроэнергии, операционные затраты электросетевых и энергосбытовых компаний, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить "наблюдаемость" электросетевого комплекса.
В модели, разработанной Минэнерго России, ответственность за внедрение и эксплуатацию интеллектуальных систем учета, возложена на сетевые организации. Такая модель применяется во многих странах мира, что показало недавно проведенное исследование НИУ ВШЭ «Сравнительный анализ опыта и практики законодательного регулирования в ведущих европейских странах, США, Канаде, Японии и России в области энергосбережения и энергетической эффективности: текущее состояние, перспективы, предложения по совершенствованию». Учет под контролем сетевых организаций дает синергию в виде повышения наблюдаемости распределительной сети, снижения потерь электрической энергии, развитию гибких интеллектуальных сетей.

Сбытовые организации, которые, кстати, единственные из всех участников рынка, еще до принятия ФЗ пролоббировали себе введение затрат на установку интеллектуального учета в состав сбытовой надбавки в Основы ценообразования, также претендуют на рынок учета. Есть еще желание третьих лиц создать внешнего коммерческого оператора учета, независимого ни от сетей, ни от сбытов.

Ключевые вопросы, возникающие при разногласиях, следующие. Кто будет заниматься организацией учета за пределами границ балансовой принадлежности сетевых организаций, например, в МКД, СНТ? Мы считаем, что в МКД поквартирный учет могут ставить управляющие компании, а также ресурсоснабжающие организации. В бесхозяйных сетях учет готовы ставить сетевые организации, граничащие с бесхозом.

Также у некоторых участников рынка возникает вопрос предоставления недискриминационного доступа к данным интеллектуального учета и верификации информации. На это мы можем ответить, что предлагаем предоставлять информацию, которая затем может быть доступна, допустим, в личном кабинете потребителя на сайтах гарантирующих поставщиков. Мы готовы заключать информационные соглашения по информационному обмену с любыми участниками рынка.

По поводу верификации данных отметим, что приборы учета аттестуются в государственных центрах стандартизации и метрологии. В дальнейшем необходимо разработать порядок, определяющих, при каких условиях возможно подвергнуть прибор учета повторной проверке, и какие штрафные санкции могут быть применены к сетевой организации, которая допустила нарушения. Кроме того, у потребителя могут быть установлены контрольные приборы учета.

По вопросу выбора варианта финансирования установки счетчиков консенсуса пока не достигнуто. Мы предлагаем финансировать внедрение и интеллектуального учета через ставки на новое технологическое присоединение, а замену приборов учета с истекшим сроком эксплуатации производить из тарифа на передачу. На локальных участках, где наблюдаются большой небаланс, финансировать учет из экономии, которую предлагаем сохранить сроком на 10 лет. Сочетание этих трех мер плюс поэтапность внедрения учета позволит до 2030-2035 года произвести полномасштабное внедрение учета без увеличения тарифа сверх ежегодно устанавливаемого Минэкономразвития предельного уровня. Нам представляется, это самая оптимальная модель.

Авторизация
Регистрация
Email
Пароль
 
Имя

Email

Пароль
 
добавить статью

Необходимо авторизоваться

Последний комментарий
16.03.2018 12:55
Такого же мнения и многие другие компании и в правительстве кто-то высказывался на эту тему. Сейчас действительно инвестиции лучше пока направить на модернизацию действующих электростанций, это более
ссылка на комментарий